Устойчивое развитие по-вегану: вклад веганства в решение глобальных проблем
Отказались бы вы от молочного сыра и говяжьих стейков, чтобы способствовать устойчивому развитию? Мировой голод и экологический коллапс остаются серьёзными препятствиями на пути к концепции sustainability и её 17 целям, утверждённым ООН. И кажется, простые люди тут ничего поделать не могут. Однако каждый день миллионы этих простых людей делают выбор в супермаркетах, поддерживая те или иные спрос и модель потребления. И именно на простых людей ориентируются крупные влиятельные компании.
Понимают ли любители гамбургеров, что для получения одного бифштекса без косточки тратится 4536 литров драгоценной воды, что скот теперь потребляет почти треть всего мирового зерна и что крупный рогатый скот играет центральную роль в вымирании видов?
Иррациональность мяса
Джереми Рифкин, уважаемый во всём мире эксперт по экономике, отмечает, что рост мирового голода пропорционален росту количества ресурсов, которые становятся кормом для животных. Он утверждает, что 36% зерновых культур всей планеты уходит на пропитание сельскохозяйственных животных, а в США это число достигает 70%.
Ни для кого не секрет, что сельскохозяйственные животные едят намного больше белка, чем «производят». Так из 10 килограммов зерна, съеденного коровой, получается 1 килограмм говядины. Хотя FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) с этим не согласились и провели своё исследование, говорящее о том, что в среднем нужно около 3 килограммов зерна, чтобы получить 1 килограмм мяса. Но проблема не столько в мясе, сколько в промышленном животноводстве в целом. Ведь немалую долю негативных последствий оказывают сектора животноводства, не связанные с производством мяса: например, шерстяная, яичная и молочные индустрии.
Сектор животноводства — один из основных стрессоров для многих экосистем и для планеты в целом. Глобально это один из крупнейших источников парниковых газов, одна из главных причин утраты биоразнообразия и ведущий источник загрязнения воды как в развитых, так и в развивающихся странах.
С 1950-х годов под нужды животноводства было уничтожено больше половины тропических лесов на планете. Мясо-молочная индустрия ответственна за 9% углекислого газа CO2 и 37% метана, который, на минуточку, в 23 раза эффективнее обогревает планету, чем CO2. Навоз обычно не утилизируют должным образом, и это тоже вносит значительный вклад в разрушение экосистем: загрязняются вода и почва, образуются кислотные дожди. Кстати, пахотная земля — ценный ресурс, и на пропитание вегану его необходимо в 2 раза меньше, чем вегетарианцу, и в 4 раза меньше, чем человеку с традиционным рационом. И это особенно важно, поскольку мы говорим о ресурсах, которые могли бы быть направлены на преодоление мирового голода.
Наука советует переходить на веганство
В начале 2018 года исследователи проанализировали воздействие на окружающую среду продовольственного производства и потребления. Они посчитали и сравнили уровни давления на экологию мясо-молочной и растительной индустрии, рассматривая весь производственный цикл продуктов питания, а также изучили данные в рамках немыслимого гипотетического сценария — веганского мира.
Мы бы сократили использование земли на 3,1 млрд гектар, то есть на огромные 76%. И это, соответственно, сильно снизило бы давление на окружающую среду, особенно для таких стран, как Австралия, потому что у вас, ребята, довольно много говядины в рационе.
В целом, по оценкам исследователей, в веганском мире будет на 49% меньше выбросов парниковых газов, на 50% меньше окисления земли, на 49% меньше эвтрофикации, а использование водных ресурсов сократится на 19% для удовлетворения растущих потребностей в продовольствии и энергии.
Кстати, о воде
Тем временем Стокгольмский Международный институт воды SIWI (Stockholm International Water Institute) опубликовал доклад, в котором специалисты предупреждают о последствиях чрезмерного потребления мяса.
Если человечество будет и дальше следовать нынешним тенденциям и рациону, свойственному современной западной культуре, то к 2050 году водных ресурсов Земли не хватит, чтобы накормить 9 миллиардов. Воды хватит, только если доля энергии от животной пищи в рационе людей снизится до 5%.
SIWI посчитали, что 70% всей пресной воды на планете «съедает» животноводческая отрасль. Это невероятно много. К примеру, для производства одного говяжьего стейка необходимо больше 5000 литров воды (кое-где встречаются данные о 15000), для килограмма свинины — 6000 литров, курицы — 4300 литров, полкило сыра — 2500 литров, для десятка куриных яиц — 2000 литров. Прибавьте к тому постоянно растущую потребность в энергии и численность населения. Для сравнения, на производство килограмма кукурузы требуется 900 литров воды, для картофеля — 100 литров, и 1000 литров для килограмма пшеницы.
Сама логика мясоедения говорит о том, что это наихудшая форма отношения человека не только к животным и природе, но и к концепции устойчивого развития. Вегетарианство также вызывает диссонанс в сочетании с борьбой за гуманный и экологичный мир, так как подразумевает те же механизмы эксплуатации животных и иррационального использования ресурсов. Выходит, что в среднем, растительный рацион экологичнее, рентабельнее и целесообразнее, чем питание, включающее продукты животного происхождения. Это то самое логичное заключение, которым оперируют в разговорах о ценных ресурсах в контексте глобальных проблем.
Вы не можете быть авторитетным экологом, если вы потребляете продукты промышленного животноводства.
Перераспределение еды
Но беда не только в иррациональном использовании ресурсов. Как насчёт запредельного количества уже готовых продуктов? Большая доля пищи сосредоточена в США — и там же огромное количество пригодных продуктов питания валяются на свалке (около 40%) — недоеденные, надкусанные или условно просроченные.
Есть и те, кто не принимает принципы потребительства и не брезгует питаться выброшенными продуктами. Фриганы, в отличие от бездомных и нищих, поступают так по идейным соображениям, демонстрируя некий протест чрезмерному потреблению. Но большинство выкинутых продуктов всё же остаётся бессмысленной тратой ресурсов — как на производство, так и на утилизацию. Впрочем, по логике господствующего капитализма даже выкинутые продукты «отработали» за себя — в любую сумму на ценнике уже включена стоимость изготовления, вывоза и утилизации «излишков».
Голод — это политический вопрос с политическим решением. У нас достаточно еды, чтобы накормить всех, но каждый четвёртый ребенок голодает прямо сейчас.
ГМО: великий и ужасный
Итак, проблема: голодает больше 800 миллионов, большинство из них живёт в Африке, Южной и Юго-Восточной Азии, а рациональное перераспределение ресурсов в имеющихся условиях невозможно. Исходя из этого, учёные разработали простой и питательный ГМО-продукт — так называемый «Золотой рис» (Golden Rice). Именно он стал первой культурой, искусственно обогащённой бета-каротином, дефицит которого испытывают жители перечисленных регионов.
Впервые этот рис описали в журнале Science» в 2000 году. Затем, уже от лица компании Syngenta, «Золотой рис» презентовали в 2005-м. Но в 2016 году проект провалился из-за глобального недоверия и активного движения против ГМО. Дело в том, что фермерские поля в этих регионах уже не раз выступали испытательными полигонами для изобретений биофармацевтических гигантов.
Вспомним, к примеру, посевы семян хлопка от Monsanto в Индии. Пообещав небывалый урожай, Monsanto продал фермерам большую партию семян. Вот только растения из этих семян реагировали на подкормку лишь той же самой компании. При этом они были стерильными; семена, полученные от первого урожая, уже не давали всходов. И чтобы снова засеять участок земли, фермерам пришлось закупать те же самые семена по той же самой цене. Всё закончилось разорением многих семей и массовыми самоубийствами.
Недоверие к ГМО сегодня оправдывается не только трагическим опытом сотрудничества фермеров с капиталистическими гигантами. Если бы были гены сладости помидорок — это ещё ничего. Но в мире укоренилось мнение, что ГМО созданы для максимально дешёвого и безумно быстрого выращивания чего угодно и где угодно, хоть на куче химикатов: так можно жить, но недолго и нездорово.
Чистое мясо
Ситуация с борьбой против мирового голода пересекается и с производством искусственного мяса — ещё одной (условно) веганской альтернативой продуктам эксплуатации животных. Мясо из пробирки планируется быть полезнее, экологичнее и этичнее, чем мясо полноценных животных. Вообще, исследования по получению мяса в пробирке родились из экспериментов NASA, которая ищет эффективные варианты долгосрочного питания для астронавтов в космосе.
Есть много препятствий в прогрессе этой разработки. Важнейшие из них сегодня — это масштабы производства и себестоимость. Однако искусственное мясо планируется быть экономически выгодным, а компоненты для него создаваться за счёт возобновляемых источников энергии. Подробнее о мясе из пробирки и о спорах вокруг этой темы Пол Шапиро уже рассказал в своём выступлении на TEDx и в книге Чистое мясо, где также можно узнать об изобретателях и инвесторах, стремящихся коммерциализировать первые в мире продукты из мяса без участия животных.
Появляется логичный вопрос: с чего бы этой технологии становиться доступной, когда мир напичкан компаниями-гигантами, которые выращивают и забивают скот, производят мясные продукты на заточенных под это дело конвейерах и активно занимаются сбытом товара?
Да, сейчас трудно представить, что такая новаторская технология станет реальной альтернативой отрасли, в которую уже вложены сотни миллиардов. Тем не менее, исследования мяса из пробирки продолжаются, и вероятно, уже в недалёком будущем этот продукт окажется на одних прилавках с товарами, которые позиционируются как «eco», «vegan» и «healthy». На вопрос о том, возможно ли веганство во всём мире, Пол Шапиро ответил в своём видео-размышлении для VegAnswers.
Экономическая тактика
Каждый из нас «голосует рублём»: покупая тофу вместо молочного сыра, мы поддерживаем спрос на соевые продукты и заставляем владельцев молочных фабрик грустить. Здесь на арену выходят особые игроки в борьбе за внимание покупателей — бренды.
Веган-потребители чаще всего поддерживают те компании, которые исключают эксплуатацию животных и бешеные траты природных ресурсов из своей деятельности. Мы в Veggie People собираем базу таких компаний и уже положили начало циклу статей о веган-маркетинге, написав про концепции и цели веганских брендов. Сегодня такую тактику можно назвать своего рода перераспределением — настолько рациональным, насколько возможно.
Интерес потребителей к веганским продуктам сейчас на рекордно высоком уровне. Остаётся надеяться, что этот сегмент рынка будет активно развиваться, уравновешивая чашу весов. Чем больше людей выбирают тофу вместо молочного сыра, тем больше мы (в какой-то степени) способствуем достижению глобальных целей устойчивого развития.
Всё чаще появляются влиятельные инициативы с уклоном на веганство и защиту природы и на политической арене. Американская Гуманная партия с акцентом на защиту прав животных и устойчивую экономику, например, объявила своего первого кандидата в президенты США, Клифтона Робертса, в 2015 году. Тем временем и активистское движение в общественности также набирает популярность, становясь при этом более осознанным. Эд Винтерс (известный как Землянин Эд) — яркий пример веган-активиста, эффективно влияющего на общественность посредством открытых конструктивных диалогов. В своей знаменитой речи, как и во многих других беседах, Эд доходчиво объясняет суть веганства в контексте глобальных проблем.
Всё больше людей небезразличны к веганству — всё больше людей хотят убедиться в серьёзных основаниях этого движения, которое является наименьшим, что можно сделать для людей, животных и планеты сегодня. Готовы ли мы стать частью гуманного будущего?
- Образ жизни
Рассказать друзьям